Совещание по текущей ситуации в системе образования

0
12

Владимир
Путин в режиме видеоконференции провёл совещание о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Московская область, Ново-Огарёво

Вступительное слово на совещании по текущей ситуации в системе образования

В.Путин:
Добрый день, уважаемые коллеги, здравствуйте!

Сегодня,
как и договорились, рассмотрим ситуацию в системе образования, оценим
перспективные задачи и текущие вопросы, которые сегодня волнуют наших граждан:
и детей, и взрослых, их родителей.

Конечно же, окончание нынешнего учебного года выдалось сложным. Но сразу хочу сказать,
что российская система образования и наши школьники, студенты, их наставники
выдержали эти испытания и выдержали достойно.

Одной из самых первых,
неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса стал перевод школ, колледжей, вузов на дистанционный режим работы. Это было
трудное решение, но, убеждён,
абсолютно верное. Мы исходили, как уже говорил не один раз, из главного:
необходимо защитить жизнь, здоровье, в данном случае детей, молодёжи,
учителей и преподавателей.

Хорошо понимаю, что учить
и учиться в таких экстраординарных условиях было
непросто. Серьёзно выросла нагрузка на педагогов, нужно было быстро осваивать
новые технологии, наладить саму технику, иначе готовиться и к урокам. Не только
в учебные часы, но практически постоянно должны были находиться на связи с учениками преподаватели: помогать, подсказывать, объяснять. Думаю, что и для
родителей значимость, важность учительского труда в эти недели открылась
по-новому. Учебный процесс буквально проходил у них на глазах – ведь дети
занимались дома. И мамы, и папы, и дедушки, и бабушки могли видеть, как много
учителя вкладывают в своих воспитанников.

Для школьников это также был серьёзный экзамен, испытание ответственности да и самостоятельности, когда главная мотивация – это именно твоё желание учиться.
Убеждён, этот опыт обязательно пригодится в будущем,
тем более что сейчас, в настоящее время, необходимо впитывать новые
знания практически всю жизнь.

Хотел бы поблагодарить
школьников и студентов, педагогов, родителей за ваше терпение, за взаимную
поддержку, сказать самые добрые слова старшеклассникам, студентам, которые не только учились, но и принимали самое активное участие в добровольческих,
волонтёрских акциях, помогали соседям, людям пожилого возраста.

Конечно,
при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны были и сложности. Это естественно, ведь такой практики
не было ни у нас да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего
учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период
знаний. При необходимости выделить дополнительное
время на то, чтобы повторить пройденный материал, закрыть пробелы, закрепить
материал. Если какие‑то сложности возникли, их нужно будет исправить.

В то же время
повторю: мы все приобрели уникальный опыт. И он должен работать на повышение качества,
доступности образования, на развитие передовых дистанционных образовательных
технологий. Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки
ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым
необходима дополнительная поддержка.
В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной
информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному Интернету.

«Цифра»,
телекоммуникации открывают колоссальные возможности, вы это всё хорошо знаете.
Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой,
командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том,
что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут
закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную
провокацию. Тем более что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует
личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество.
Говорил об этом в Послании текущего года, в том числе приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в пять тысяч рублей в месяц для классных руководителей,
на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми.
Такая мера начнёт действовать с начала нового учебного года.

Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы.

Эти и многие другие системные вопросы предлагаю предметно обсудить
на предстоящем осенью заседании
Государственного Совета, который, как мы договаривались, будет посвящён
вопросам образования.

Уважаемые коллеги!

В эти дни почти
692 тысячи школьников нашей страны заканчивает 11‑й класс. И хотел бы
отдельно остановиться на вопросе, который сейчас волнует выпускников и родителей, а именно: что будет с единым государственным экзаменом.

Не скрою, на этот счёт
поступали самые разные предложения, в том числе в этом году, учитывая сложную
ситуацию, предлагалось полностью его отменить.

Что считаю важным
подчеркнуть? За более чем десятилетие ЕГЭ, несмотря на все проблемы, а их было
много, мы об этом знаем хорошо, всё‑таки стал эффективным механизмом
объективной оценки знаний. Правила
установлены в рамках этих экзаменов понятные, справедливые, на мой взгляд,
достаточно удобные.

Учитывая устойчивое снижение угрозы
эпидемии коронавируса, считаю необходимым единый
государственный экзамен провести по всей стране: он начнётся 29 июня. При
этом школы помогут выпускникам
готовиться к экзаменам в дистанционном режиме.

Подчеркну,
ЕГЭ будут сдавать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы в текущем году. Что же касается аттестатов,
то они будут выданы всем выпускникам без экзаменов. Такое решение является
исключением, носит временный характер.

Подать
документы по результатам ЕГЭ можно сразу в несколько вузов, причём без личного
присутствия. Что сейчас особо важно для людей – зачисление пройдёт в августе. Кроме того, для
выпускников школ, которые по весомым причинам не смогут сдавать ЕГЭ в июне, в августе можно будет сдать экзамен в формате ЕГЭ на оставшиеся места в высших учебных
заведениях. То есть начать учиться уже осенью, не теряя целого года.

Рассчитываю, что учёба для
всех первокурсников страны с учётом
эпидемиологической ситуации начнётся без больших потерь времени. Мы
также уже договорились с Министерством обороны отложить призыв на военную
службу выпускников школ этого года.

И ещё: считаю также необходимым
предусмотреть дополнительные периоды для сдачи ЕГЭ или экзаменов в формате ЕГЭ
не только в летний период в июне и в августе, но и в течение следующего
учебного года.

Конечно,
нам важно обеспечить доступность бесплатного высшего образования, поддержать молодых людей. В Послании
предложил ежегодно начиная с 2021 года увеличивать
количество бюджетных
мест в вузах по приоритетным направлениям
развития экономики, социальной сферы.
И отдавать эти места преимущественно в вузы регионов. Считаю,
что мы должны пойти на такой шаг уже в текущем году и выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60 процентов
выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных
заведениях.

Сегодня
прошу доложить в деталях, как будет организован процесс проведения ЕГЭ. И прежде всего это касается
обеспечения безопасности детей, строгого соблюдения всех санитарных требований,
что в полной мере относится и к организации
летнего отдыха.

Тема эта крайне важная для
миллионов российских семей. Почему особенно
сегодня это так важно? Потому что предприятия, организации в ближайшие
месяцы будут восстанавливать деловую активность в полном объёме, и не все
родители смогут взять отпуск, провести
достаточно времени с детьми, поэтому все вопросы организации летнего отдыха должны быть отлажены, отлажены
до мелочей.

Отдельно
предлагаю обсудить и дополнительные меры поддержки вузов, других федеральных
учреждений, а также вопросы трудоустройства студентов. Большой, очень большой
комплекс тех задач, которые мы должны будем вместе с вами решать.

Давайте
перейдём непосредственно к обсуждению всех предложенных тем. Слово
Сергею Сергеевичу Кравцову. Пожалуйста.

С.Кравцов: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые
коллеги!

Угроза коронавирусной инфекции,
необходимость работать в условиях жестких
профилактических мер стали для нас серьезным испытанием, однако в целом система
образования с ним справляется.

15 марта мы приняли решение
перевести на домашнее обучение более 16,5
миллионов школьников и 2,5 миллиона студентов среднего профессионального образования. В детских садах
во всех регионах были организованы дежурные
группы для детей, чьи родители не имели возможности оставить малышей дома.
Такие группы реально востребованы и созданы
на базе 14 тысяч детских садов. Они при необходимости продолжат свою работу и в летний период. Таким
образом, мы стремились решить главную задачу,
а именно: не допустить вспышек, очагов заболевания в образовательных учреждениях, защитить, о чем Вы сказали, Владимир
Владимирович, здоровье, жизнь наших детей и педагогов.

Весь процесс обучения, а также
воспитательной работы с детьми в очень сжатые
сроки серьезно преобразился, и нагрузка выросла, причем на всех участников
образовательного процесса. Однако он
практически ни на миг не остановился, не прервался. И заслуга в этом прежде всего наших учителей, родителей и самих
учащихся, которые показали и самостоятельность, и ответственность, и трудолюбие. Нынешние общие для нас испытания помогают острее
почувствовать, осознать, какую огромную ценность имеет школа, как сложен и важен учительский труд.

К сожалению, в первые дни работы в новом режиме возникли различные технические
проблемы, в том числе, технологического
характера, но их удалось достаточно быстро устранить,
в том числе с участием коллег из других ведомств, и, в первую очередь, из Минкомсвязи. Какие конкретно меры были приняты.

Первое. Мы сразу организовали штаб
по взаимодействию с регионами,
муниципалитетами, с руководством, без преувеличения, каждой образовательной
организации.

Второе.
Уже с 16 марта создали единый координационный центр методической помощи учителям и родителям. За время его работы
обработано более 50 тысяч обращений.

Отдельно хочу отметить
волонтерскую деятельность студентов педагогических вузов. Они проявили себя с самой лучшей стороны, стали
настоящими, активными помощниками учителям в сложившейся
ситуации. В свою очередь, и опытные педагоги получили дополнительную возможность поделиться с будущими
коллегами тонкостями профессии. Планируем и в дальнейшем использовать эти наработанные именно сейчас практики. Будем шире задействовать потенциал студентов,
опираться на их инициативу и энергию при
разработке программ воспитанной работы в школах, в частности, в реализации тех важнейших поправок, о которых Вы, Владимир
Владимирович, сейчас сказали в части усиления воспитательной работы в школах.

Третье.
Компьютерной техникой были обеспечены 234 тысячи школьников, преимущественно из малообеспеченных и многодетных семей, а также 20 тысяч учителей.
Эта акция проводится нами совместно с Агентством стратегических инициатив и партией «Единая Россия».

Четвертое. Открыт бесплатный
доступ к образовательному контенту. И здесь хочу Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за решение
сделать безвозмездным для граждан использование социально значимых ресурсов сети интернет. Это дало
всей системе образования новые и крайне необходимые
сегодня возможности. При этом ведущие компании России, проявив свою социальную ответственность, также
открыли доступ к своим электронным образовательным ресурсам. Чтобы гарантировать широкий и,
подчеркну, равный доступ к образованию для всех обучающихся, создана мультимедийная платформа
«Моя школа онлайн». Здесь мы разместили учебные материалы в соответствии с образовательными
стандартами с 1-го по 11-й класс, связали их
с видеоуроками по подготовке к экзаменам, которые транслируются на Общественном телевидении России и на «Триколоре».

Аккумулирование всего образовательного контента осуществляется на портале
«Российская электронная школа», созданная на базе МЭШ. В дни пиковой нагрузки ее посещали
более 2,5 миллионов человек, а всего с начала
марта – это более 21 миллиона уникальных пользователей,
десятки тысяч из Казахстана, Украины, всего
из 63 стран.

Кроме того, с использованием
инфраструктуры Единого государственного
экзамена мы разрабатываем специальную систему видеоконференц-связи, которая будет надежно защищена, дополнит и расширит возможности очной системы обучения.
Уверен, что такая система, уже прошедшая апробацию
на базе школ Московской области, будет не просто полезна, но и максимально
востребована и учителями, например, для
обмена опытом друг с другом, и детьми, и их родителями
для просмотра уроков, если ученик по каким-то причинам пропускает занятия.

Пятое. В части дополнительного образования,
профессиональной ориентации хотел бы выделить идущий Всероссийский
онлайн-конкурс для школьников «Большая
перемена». Он стартовал на платформе «Россия – страна возможностей» для школьников 8–10-х
классов с целью выявить и поддержать
лидерские качества и организаторские способности ребят. Участниками уже стали более 400 тысяч молодых
людей.

Не могу
не сказать, что при всех сложностях текущей ситуации, вынужденных ограничительных мер мы, конечно же, уделили самое
высокое, должное внимание 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Хочу отметить наших талантливых, замечательных школьников и их родителей, учителей, прежде всего
классных руководителей, за активную и творческую
поддержку новых онлайн-форматов, ярких патриотических акций. В их числе проект сохранения исторической памяти
«Без срока давности», «Бессмертный полк», «Письма Победы», конкурсы сочинений,
всемирная школьная олимпиада «Великая Победа». Во все акции было вовлечено более 13 миллионов
человек.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Понятно, что сейчас наших граждан,
родителей, самих ребят больше всего волнует,
как и когда завершится учебный год. Вы неоднократно подчеркивали, что режимы профилактических мероприятий
зависят от ситуации на местах, что именно
регионы должны определять конкретный, оптимальный набор ограничительных мер для своих территорий,
закрепили Вашим указом дополнительные полномочия
в этой части за главами субъектов Федерации. Этой логике следует и Министерство
просвещения.

Мы предоставили регионам право
досрочного завершения учебного года для
учащихся с 1-го по 8-й классы с учетом эпидемиологической ситуации, но с возможностью участия во внеурочной
деятельности учеников до конца июня. Понимая, что даже при самом интенсивном
домашнем обучении у ребят могут возникнуть
пробелы в знаниях, приняли решение перенести
всероссийские проверочные работы на начало следующего учебного года, чтобы как можно быстрее выявить и восполнить эти пробелы.

Нам важно не допустить снижение качества образования
школьников. Совместно с педагогическими
вузами, учителями и методистами разрабатываем соответствующую программу для
школ, которая будет реализована с сентября
текущего года.

Теперь по поводу итоговой
аттестации и Единого государственного
экзамена. Здесь мы искали компромиссы,
советовались с педагогическим сообществом, ректорами вузов, с коллегами из Минобрнауки, выверяли каждый шаг, старались
максимально защитить интересы и права всех категорий
учеников.

Так, выпускные экзамены в 9-х
классах решено отменить, проведем аттестацию
по текущим оценкам. Также по текущим оценкам пройдет государственная аттестация в 11-х классах. Аттестаты будут выданы
традиционно – до 15 июня.

Как Вы, уважаемый Владимир Владимирович,
сказали, Единый государственный экзамен
предстоит сдать только тем выпускникам, кто планирует поступать в вузы в текущем году, по предметам, которые
необходимы для поступления.

В начале мая в регионы направлены соответствующие рекомендации Роспотребнадзора
по организации ЕГЭ. Провели детальный анализ
готовности регионов к их реализации. Пункты
проведения ЕГЭ будут оснащены средствами индивидуальной защиты. Рассадка
участников в аудиториях будет организована с учетом соблюдения дистанции не менее
полутора метров. Проведение самого массового
экзамена – по русскому языку – планируется разделить на два дня, чтобы избежать скопления участников в аудиториях. На входе в пункты проведения
экзаменов все организаторы и участники будут проходить термометрию, аудитории будут предварительно дезинфицироваться.

Порядок проведения аттестации в организациях среднего профессионального
образования, а также приемы в них изменен.
Насколько возможно, все переводим в электронную
форму, при этом в качестве результатов итоговой аттестации будут засчитываться
статусы как победителя, так и призеров
чемпионатов и олимпиад по профессиональному мастерству, включая «WorldSkills Russia».

О подготовке к летнему периоду. Мы
рекомендуем регионам начать оздоровительную
кампанию с 1 июля. Этот срок может быть сдвинут
как влево, так и вправо, исходя из санитарно-эпидемиологической ситуации и в строгом соответствии с требованиями
Роспотребнадзора при безусловном обеспечении безопасности детей и работников лагерей отдыха.

Мы задействуем лагеря всех типов: наши федеральные, стационарные загородные,
школьные лагеря с дневным пребыванием детей,
а также учреждения дополнительного образования, уделив особое внимание медицинскому наблюдению, и используем все
возможности для маневра. Это могут быть и более короткие смены в лагерях, и организация отдыха без дальних поездок, преимущественно в пределах своего региона. Уже
на днях, с 25 мая, откроется специальная
«горячая линия» на базе нашего координационного центра.

Министерство держит на постоянном
контроле и ход выполнения вашего Послания.
Целый ряд инициатив, конкретных задач, в том числе дополнительные выплаты за классное руководство, в зоне нашей прямой
ответственности, и они будут исполнены.

И позвольте, уважаемый Владимир
Владимирович, буквально несколько слов в завершение. Российская система образования, просвещения прошла через самый тяжелый период. Мы увидели,
оценили нашу инфраструктуру, узкие места в едином образовательном пространстве, в частности нехватку в его первичном
звене, в муниципалитетах, методических служб.
Сделали для себя практические выводы на будущее.

Разумеется, все очень хотят, ждут,
когда школы России, другие образовательные
учреждения вернутся, наконец, в обычный режим работы,
когда будут сняты ограничения. Потому что при
имеющихся возможностях дистанционных форм они никогда не заменят традиционного
обучения, всегда будут важным, перспективным,
полезным, но лишь дополнением. Я сам лично
как учитель математики понимаю, что живого контакта, непосредственного диалога учителя с учеником
ничто не заменит.

И конечно, мы уже готовимся к началу следующего учебного года. В июле
начнутся ремонтные работы в школах,
обязательно проведем санитарную обработку всех образовательных организаций,
обеспечим готовность каждой школы к соблюдению рекомендаций Роспотребнадзора, а также проведем необходимую просветительскую работу с учениками и их родителями.

Надеемся, что новый учебный год, День знаний ребята по всей стране
встретят не по домам перед мониторами, а, как
и положено, в своих классах за партами. Все
для этого будет готово на 100 процентов. Спасибо
за внимание.

В.Путин: Благодарю Вас.

Пожалуйста, Валерий Николаевич
Фальков.

Продолжение следует.

<…>

В.Путин: Давайте подведем некоторые итоги состоявшегося
разговора, и на что прошу обратить особое внимание.

Первое. Безусловный приоритет, как мы много раз уже сказали, хочу еще раз это
подчеркнуть, абсолютная ценность – это жизнь и здоровье детей, наших молодых
людей, молодёжи, вообще всех наших граждан, безопасность всех образовательных
учреждений. Необходимо в этой связи усилить санитарные
требования и организовать жёсткий контроль за их соблюдением в пунктах проведения
в будущем Единого госэкзамена и организациях детского отдыха. Кроме того, прошу
Правительство разработать более строгие санитарные нормы к организации очных занятий во всех учреждениях образования. Такие требования должны
действовать к тому времени, когда школьники и студенты, мы сегодня говорили об этом, вернутся в классы и аудитории.

Второе.
Регионы, с учётом анализа ситуации, опираясь на мнение санитарных служб, должны
определить возможные сроки открытия детских оздоровительных учреждений. Также с учётом всех факторов важно предусмотреть
возможности для детского отдыха, досуга, творчества, в том числе в городах и населённых пунктах. Для этого надо задействовать всю образовательную инфраструктуру,
открыть дежурные группы в детских садах. Летние городские лагеря дневного
пребывания причем не только в школах, но и в учреждениях дополнительного
образования, сейчас коллеги только что говорили об этом, таких как «Кванториумы»
и Центры молодёжного инновационного творчества и тому подобное. Решения здесь
нужно принимать быстро, но продумывая всё до мелочей. Здесь и мелочей-то нет,
все очень важно. Нужно организовать самый
строгий медицинский контроль за состоянием здоровья детей и персонала.
Выстроить удобные для родителей механизмы как для подачи заявлений, так и для оформления необходимых
документов.

Третье. Уже принято решение, Татьяна Алексеевна только
что сказала об этом, направить 41,4, даже чуть побольше, по-моему, почти 42 миллиарда рублей на поддержку
федеральных учреждений
образования, науки, культуры. Эти средства преимущественно пойдут на выплату зарплат, в том числе преподавателей вузов. Такая мера
поддержки позволит компенсировать падение
внебюджетных доходов таких организаций.

Обращаю внимание университетов, всех высших учебных
заведений: сегодняшние сложности – не повод пересматривать или тем более
задирать цены за обучение. Такого не должно быть. Напротив, прошу внимательно,
взвешенно рассматривать ситуацию каждого
студента, у которого возникли проблемы с оплатой образования, предлагать эффективные механизмы поддержки людей,
включая содействие в заключении договоров целевого обучения с предприятиями реального
сектора экономики. Это позволит изменить ситуацию, как вы понимаете, с выплатой
соответствующих денег за обучение.

Четвёртое. Как уже сказал, мы будем наращивать
доступность бесплатного высшего образования.
Прежде всего, в регионах, где не хватает специалистов высокой
квалификации.

Но у молодых людей должны быть и другие возможности получить образование, в том
числе, оплатить обучение за счёт образовательного кредита, и сделать это на максимально льготных
условиях. В этой связи прошу Правительство совместно с Банком России проработать
вопрос о снижении ставки по образовательным кредитам с текущих более чем восьми
процентов до трёх процентов и продлить
срок погашения таких кредитов, а на этапе их выплат увеличить размер налогового вычета. Причём вычеты должны
предоставляться как на сам кредит, так и на проценты по нему.

Пятое. Следует существенно расширить возможности для студентов
вузов и колледжей работать, получать
опыт, и, что не менее важно – дополнительный доход. Мы договорились с участниками движения Российских студенческих отрядов о том, что учащиеся очной
формы обучения смогут бесплатно приобрести
рабочую специальность. Напоминаю об этом: нужно быстрее внести
соответствующие поправки в закон.

Также хотел бы обратиться к крупнейшим агрохолдингам. Да, студенческие отряды будут работать
везде, сейчас только в ходе совещания об этом говорили. Но в летний период предлагаю
нашим коллегам из агрохолдингов вместе с Российскими студенческими
отрядами дополнительно организовать летнюю работу студентов в сфере сельского
хозяйства. Уверен, что вы обретёте надёжных, хороших помощников, а молодые люди
смогут не только заработать какие-то деньги, но и провести время на природе,
отдохнуть.

Далее. Уже в июне должен быть принят закон, разрешающий
студентам старших курсов педагогических и других вузов работать в учреждениях
образования, причём как на временной, так и на постоянной основе. И в качестве
первого шага они могли бы принять участие этим летом в организации отдыха детей. В принципе, это практикуется
уже, надо просто делать это шире.

Ещё одна сфера, где студенты могут принести пользу
стране, нашим гражданам – это решение задач цифровой экономики. Надо предложить
удобные, достойно оплачиваемые формы занятости для учащихся IT- и инженерных специальностей.

Уважаемые коллеги!

Мы сегодня обсуждали вопросы, которые затрагивают
миллионы российских семей. Все меры, которые мы с вами сформулировали, должны
быть выполнены, реализованы в полном объёме. Речь идёт о наших детях, о молодых
людях, без всякого преувеличения, о будущем страны. Все эти вопросы мы обязаны,
и я лично буду это делать – держать на контроле.

Я
хочу вас настроить на совместную, позитивную работу, набирающую новый темп в связи с прохождением коронавирусной ситуации у нас в стране. Хочу вам всем
пожелать успехов и благодарю вас за сегодняшнюю совместную работу в рамках
сегодняшнего совещания.

Спасибо
большое.

Источник: kremlin.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь